Включить версию для слабовидящих

Проблема наркомании и ее причины

Злоупотребление веществами, которые изменяют психическое состояние человека ранее, чем сформировалась устойчивая зависимость от них, называют аддиктивным поведением. Правильнее сказать, что речь идет не о болезни, как в случае зависимости, а о проблеме с поведением. Адекватнее применять такое понятие, как аддиктивное поведение, к несовершеннолетним. Проведенные исследования показали, что у большинства подростков, ставших впоследствии наркоманами, были существенные нарушения психики, формирования основных функциональных систем, поведения в обществе.

Во многом эти факторы зависят от генетики, наследственности, модели поведения в семье, окружения и прочих немаловажных признаков, не зависящих от индивида. Функциональные системы у человека, в основном, заканчивают формироваться в первые годы жизни. В некоторые возрастные периоды, которые принято считать критическими, в том числе в период полового созревания, некоторые биологические механизмы склонны к сдвигам, порой достаточно выраженным, в функциональной активности, даже при избегании болезненного вмешательства в данные процессы. Учитывая бурный рост организма, незавершенность развития головного мозга и остальных жизненно важных систем в процессе развития, приспособительные системы и механизмы растущего могут оказаться недостаточными.

Огромную роль в формировании психофизических процессов и дальнейших отклонений в работе психики может сыграть социокультурный аспект. Социальная среда в некоторой степени определяет социально-психологические особенности и своеобразие личности, оказывает значимое влияние на формирование сознания человека. Такие современные науки, как нейрофизиология и психиатрия, придают большое значение механизмам наследственности в формировании психических функций человека и психопатологических симптомов. При исследованиях в структуры в глубине головного мозга вживлялись электроды. При раздражении и влиянии на эти структуры у человека возникают импульсы, призывающие к определенному поведению, которое сложилось в результате жизненного опыта и социального формирования сознания. Влечения и инстинкты, запрограммированные генетически, стали называть мотивациями.

Также исследованиями доказано, что наркозависимых мужчин в 4 раза больше, нежели женщин. На это влияют биологические факторы мужского организма, специфические биологические структуры личности, некоторые особенности взаимосвязи лиц различного пола с окружающим миром. Очень интересно, что личностные патологии среди зависимых подростков до 19 лет более распространены среди парней, чем среди девушек.

Наркомания – передается ли эта болезнь по наследству? Еще Аристотель считал, что «пьяницы рождают пьяниц». Казалось бы, можно сказать то же самое и о наркоманах. Тем не менее, это не совсем так, ибо ген наркозависимости так и не был найден. Среди подростков распространенной причиной злоупотребления наркотиками некоторые считают алкогольную, или же наркотическую, зависимость родителей. Это, конечно, не дает повода считать наркоманию болезнью, которая передается по наследству. Однако объясняет отсутствие необходимого уровня воспитания в условиях семьи. Также наркоманами часто вырастают дети из неблагополучных и неполных семей. Так, при изучении условий воспитания испытуемых можно обнаружить, что 35,83% из них воспитывались в неполных семьях. Среди них чаще встречались семьи без отца (25,82%).

Каждая причина появления и развития наркомании так или иначе вызывала появление другой. Например, при увеличении числа мужчин, злоупотребляющих психотропными веществами, начало расти число женщин с той же проблемой. Биологические проблемы развития наркомании в период внутриутробного развития влекут за собой психологические и личностные проблемы в детском, подростковом или же взрослом возрасте, которые сулят появление психофизических патологий и дальнейший риск возникновения наркомании.

Одна из причин развития наркомании – личностная. Желание добиться состояния легкости или употребление наркотиков для веселья – один из видов поведения, опасного не только для личности, но и для социума. Социально-психологическое влияние вызывает появление аддиктивного поведения. Таких причин несказанно много. Среди них – скука, безделье, ощущение собственной неполноценности, наличие членов семьи-наркоманов, раскрытые факты усыновления, трагические события в семье, развитие психоза у кого-то из родителей, положение роли исполнителя домашних обязанностей в связи с изменением состава семьи. Помещение ребенка в специальный интернат для трудных подростков, конфликты между родителями, невозможность удовлетворить собственные завышенные требования, неудачи в учебе также могут способствовать развитию аддиктивного поведения.

Человеку присущи некая неотесанность и неопределенность. Благодаря характеру воспитания человек раскрывается в определенном направлении, открывает все новые перспективы. Личность пластична до определенных пределов – точно так же, как и не существует окончательно сформированной личности, которая представляет собой законченную раз и навсегда конструкцию. Педагогика, хоть возможности ее и не безграничны, помогает выбрать наиболее оптимальный для личности путь. Но только те качества могут реализоваться, для которых есть наличие условий, задач, целей, мотивации и само определенности.